Центробанк разъясняет: как защититься от мошенников

10Наша газета продолжает освещать тему финансовой грамотности населения. Напомним, что Банк России запустил масштабный проект, целью которого стало информирование граждан. Специалисты банка участвуют в разработке образовательных программ для школ и вузов, проводят мероприятия, среди них – онлайн-семинары, встречи за «круглым столом», также они готовят информационные материалы для размещения в средствах массовой информации. Одним словом, работают над тем, чтобы люди могли свободно ориентироваться в мире финансов и выбирать те услуги, которые им действительно нужны.
9Сотрудники Банка России уже провели уроки финансовой грамотности по разным темам в нашем городе и районе: выступали в нескольких организациях, в том числе и в учебных учреждениях. На днях такие встречи состоялись в редакции газеты «Новоторжский вестник» и в налоговой инспекции. В этот раз была выбрана актуальная тема – кибербезопасность. Дело в том, что современные киберпреступники научились маскировать свои телефонные номера под официальные номера банков. Что нужно делать, чтобы не стать жертвой мошенников и не потерять свои деньги с банковского счета, рассказал эксперт по вопросам кибербезопасности и защиты информации Отделения Тверь ГУ Банка России по ЦФО В.М. САПУНОВ.
– Участились случаи звонков мошенников, которые предлагают свои услуги. Чаще всего потенциальную жертву сбивает с толку то, что на телефоне отображается знакомый номер банка, мошенники научились его подбирать с помощью виртуальной АТС, – поясняет Вячеслав Михайлович. – Чтобы войти в доверие, они обращаются к людям по имени и отчеству, даже могут назвать номер карты и срок ее действия.
– Откуда киберпреступники могут получить эти данные?
– Сведения мошенники могут взять из социальных сетей, с помощью фишинга. Это вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям. Он достигается путем проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов. В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего.
Злоумышленник может позвонить клиенту, представиться сотрудником банка и сообщить, что зафиксирована попытка несанкционированного списания средств со счета. Чтобы подтвердить хищение, человека просят сообщить код, который приходит в смс. Часто для оплаты той или иной крупной покупки присылается номер подтверждения или дается код для перепривязки лицевого счета к другому номеру телефона. В состоянии стресса жертва выполняет все, что говорят мошенники.
Есть еще один вариант. Злоумышленник может сообщить по телефону, что предотвращена попытка списания, но на всякий случай требуется заблокировать карту либо заменить ее на другую, а денежные средства можно перевести на резервный счет.
Чаще всего мошенники звонят ночью или рано утром, когда человеку сложнее сориентироваться. Говорят быстро, используют профессиональные термины, торопят с ответом. Почему они просят назвать код из смс? Дело в том, что операции с банковскими счетами требуют двойного подтверждения личности клиента. Для этого банки и посылают смс с кодом, который нужно ввести онлайн. И даже если у злоумышленников есть все данные карты, код получить они не смогут. Его создает автоматическая программа и присылает настоящему владельцу карты.
Мошенники, как правило, играют на человеческой психологии. Еще один прием – обещание легкой наживы. Например, они звонят и рассказывают, что карта клиента участвовала в розыгрыше, который проводил банк. А выигрыш зачислят после того, как человек сообщит свои данные. Также могут сказать, что налоговая инспекция намерена сделать налоговый вычет, а для его получения необходимо сообщить конфиденциальную информацию.
– Вячеслав Михайлович, как человеку вести себя в такой ситуации?
– Будет правильным, если гражданин не станет паниковать. Если поступит такой звонок, нужно спросить, по какому вопросу обращаются, и положить трубку. Затем сразу же перезвонить в банк по официальному номеру и узнать, что случилось. Ни в коем случае с мошенниками нельзя вступать в переговоры. Это усугубит ситуацию. Злоумышленник только усилит психологическое давление. К сожалению, 97% всех хищений происходит с использованием социальной инженерии. То есть в процессе разговора им удается ввести человека в заблуждение. Хочу отметить, что при звонке в банк, необходимо набирать номер вручную. Если сделать обратный вызов, можно попасть к тем же мошенникам. Чтобы этого избежать, нужно позвонить на «горячую линию» банка, этот номер есть на обратной стороне карты.
– Ведется какая-либо борьба с сервисами по подмене телефонных номеров банков?
– Сейчас мы работаем над решением этой проблемы вместе с банками и телеком-операторами. Выход из ситуации с технической точки зрения есть. Многое зависит и от Министерства связи и массовых коммуникаций.
– А могут ли клиенту действительно позвонить из банка?
– Банк отслеживает подозрительные операции клиента, и если трансакция вызывает сомнения, она будет приостановлена на двое суток. За это время владелец счета может подтвердить эту операцию либо отменить ее.
– Кто чаще всего становится жертвой обмана?
– Если раньше мы говорили, что жертвами были люди старшего возраста, то исследования, которые провели совместно с другими банками, показали, что злоумышленники переориентировались на категорию экономически активных граждан – 30–45 лет. 65% этой аудитории – женщины.
– Если преступник все-таки узнал секретную информацию, что происходит со счетом?
– Он получает доступ к счету и моментально снимает с него все накопления. В этом случае через банк их вернуть уже невозможно, так как клиент сам сообщил свои данные.
– Вячеслав Михайлович, какой можно подвести итог нашего разговора? Давайте назовем основные правила безопасности, чтобы не поддаться на уловки мошенников и сохранить свои денежные средства.
– Первое правило – всегда набирать только официальный номер банка. Он указан на обратной стороне карты и на официальном сайте.
Не перезванивать и не отправлять смс на незнакомые номера, не спешить переходить по ссылкам из сообщений «банка».
Если звонят из банка, финансовой организации или госоргана, уточнить фамилию, имя и отчество, должность собеседника и сказать ему, что перезвоните сами. Положить трубку и позвонить по официальному телефону, на «горячую линию» банка. Номер набирать вручную.
Не стоит паниковать. Если банк выявит подозрительную трансакцию, он сразу же приостановит ее на срок до двух суток.
Ни под каким предлогом не сообщать личные данные, реквизиты карты и секретную информацию. Называть кодовое слово можно, только если человек сам звонит в банк.
Ирина АЛЕКСАНДРОВА.
Фото Людмилы Спиридоновой.

http://nvestnik.ru

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.