Равные возможности для всех

1211 сентября стартовал III региональный чемпионат конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Это один из проектов АНО «Россия – страна возможностей», направленный на развитие системы социальных лифтов. Цель проекта – обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации людей с ОВЗ к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.
В этом году региональный чемпионат представлен 11 компетенциями, в которых принимают участие школьники с 14 лет, студенты профессиональных образовательных учреждений и специалисты в возрасте до 65 лет. Презентационной компетенцией стало «Золотное шитье» – визитная карточка Верхневолжья.
Площадками для проведения конкурса выбраны Тверской политехнический колледж, Тверской колледж им. А.Н. Коняева, Тверской колледж сервиса и туризма, Тверской колледж транспорта и сервиса, Торжокский педагогический колледж им. Ф.В. Бадюлина.
В рамках чемпионата на базе отделения декоративно-прикладного творчества в Торжокском педколледже прошел «круглый стол» на тему: «Равные возможности для всех. Обновление профессионального образования как результат участия в движении «Абилимпикс». В мероприятии приняли участие заместитель главы администрации города по социальным вопросам М.А. Федоткина, директор Торжокского педагогического колледжа им. Ф.В. Бадюлина О.Н. Иванова, руководитель структурного подразделения по поддержке региональной системы инклюзивного профобразования педагогического колледжа Н.М. Михеева, начальник центра социальной поддержки населения С.В. Нуштаева, директор центра занятости населения О.В. Белоусова, директор реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья М.А. Ракова, преподаватель школы-интерната восьмого вида (п. Зеленый) Е.В.Захарова, психолог педколледжа А.В. Крылов и другие.
5Встреча началась с осмотра конкурсных площадок, где ребята в разных аудиториях занимались изготовлением творческих работ. Это кружевоплетение, швейное производство, резьба по дереву. Наблюдая за конкурсантами, было видно, как они стараются. Ведь участие в проекте такого высокого уровня для них не только большая честь, но и признание в обществе.
Что и говорить, отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья – неоднозначное. Но нужно отметить, что со временем стереотипы ломаются. Да и государство повернулось лицом к таким особенным людям. Они хотят быть полезными в обществе. И не раз это доказали в различных соревнованиях и конкурсах, работая в организациях и на предприятиях, внося свой посильный вклад в развитие той или иной области.
Об этом шла речь за «круглым столом». Участники встречи говорили о задачах, поставленных движением «Абилимпикс». Это профессиональная ориентация людей с ограниченными возможностями здоровья, вовлечение их в процесс труда и др. О.В. Белоусова отметила, что сегодня на учете в центре занятости населения состоит 4% инвалидов. Но, к сожалению, по своей квалификации работодателям они не подходят. На рынке труда спрос на другие специальности. Тем не менее работают разные программы по трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья.
С.В. Нуштаева проинформировала, что на территории Торжка и Торжокского района функционируют шесть социальных учреждений для людей с инвалидностью. Среди них она особо отметила работу реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, которым руководит М.А. Ракова. Дети здесь получают не только помощь таких специалистов, как массажист, психолог, социальный педагог, но и вовлечены в досуговую деятельность. В центре для них организуют различные праздники, ведь положительные эмоции не менее важны, чем медицинская помощь.
А.В. Крылов говорил о целях и задачах, а также проблемах доступности качественного образования для инвалидов. Дело в том, что мышление учителя не ориентировано на индивидуальность ребенка. Андрей Владимирович высказал мысль: нужно владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от учебных возможностей. Он остановился на психологических аспектах в обучении особенных детей.
Тему обучения детей-инвалидов продолжила педагог педколледжа Е.Б. Шамарина. Екатерина Борисовна рассказала о том, какие знания дают будущим педагогам по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Студенты должны понимать, что это особенные дети, и к ним нужен индивидуальный подход. И прежде чем прийти на урок к таким ученикам, нужно разобраться в их особенностях.
Хорошим и ценным практическим опытом поделилась Е.В. Захарова. Евгения Викторовна озвучила главные задачи, поставленные перед работниками школы, а это развитие личности ребенка и межличностных отношений, самореализация и др. В интернате приоритет отдается трудовому обучению и воспитанию. Каждый ребенок может найти себе занятие по душе. Открыты кружки швейного дела, декоративно-прикладного творчества, столярного и штукатурного дела, при школе есть огород, теплица. Нет такого воспитанника, который бы ничем не занимался. Как отметила педагог, трудовое воспитание помогает ребятам сориентироваться в выборе профессии.
Выступали и другие участники «круглого стола». Завершая встречу, М.А. Федоткина подвела итог, сказав, что все организации, которые призваны оказывать помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, должны работать сообща, взаимодействовать. Очень важно помогать на каждом этапе жизни особенного ребенка. Марина Анатольевна поблагодарила всех, кто работает с такими детьми. Это непростой труд, и случайных людей в этой сфере не бывает. Они вкладывают всю душу, чтобы ребята развивались. И когда дети где-то добиваются успехов, приходит осознание, что взрослые на правильном пути.
Е.В. Захарова, рассказывая об успехах своих воспитанников, привела слова Сергея Безрукова, который награждал ребят за победу в творческом конкурсе в Москве. Он сказал: «Нет детей с ограниченными возможностями, есть возможности, которые ограничены». И отрадно, что в наше время на всех уровнях власти озаботились проблемой людей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, внедрена программа «Доступная среда», в рамках которой многое делается для улучшения качества жизни инвалидов. А самое главное, что и в обществе постепенно меняется отношение к этой категории людей. Они такие, как все. Их сила духа, оптимизм, целеустремленность могут стать примером для многих из нас…
Ирина АЛЕКСАНДРОВА.
Фото автора
и Алексея Козлова.

http://nvestnik.ru

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.