Проповедь протоиерея Николая Алексеева

IMG_2437
**********

Проповедь.
2,6

Об Иоанне Златоусте
Крест – символ любви Божьей

Проповедь протоиерея Николая Алексеева, настоятеля храма в честь Архангела Михаила в Торжке, благочинного Торжокского и Старицкого благочиния, обращенная к прихожанам в день памяти святителя Иоанна Златоуста:  

«Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершили Божественную литургию Иоанна Златоуста. Ту литургию, которую отреформировал и отредактировал знаменитый святитель.

Иоанн Златоуст был великим проповедником, за этот редкий дар он получил от пасты наименование «Златоуст». Начинал он в Сирии, и так прославился своей проповедью, таким разумением Священного Писания, толкованием его, благочестивой жизнью, что был вызван в Константинополь, где его поставили архиепископом (по нынешнему – патриархом) Константинопольским – самым высокопоставленным иерархом христианской церкви Византийской империи. Он замечательно проповедовал и вел аскетический образ жизни, то есть нес Крест. На нем, как на высокопоставленном иерархе, были одеты настоящие парчевые золотые ризы, драгоценности, положенные по этому сану, но под ними он носил власяницу из конского волоса, чтобы утруждать свою плоть. При патриархии ежедневно кормились несколько тысяч нищих и обездоленных людей.

В своих проповедях Иоанн Златоуст не боялся обличать пороки власть имущих, даже самой императрицы: жадность, жестокость к слугам и прочее. За это он был выслан в ссылку. Но только святитель вышел из Константинополя, началось страшное землетрясение. Люди поняли, что это – наказание Божие, и пригласили его обратно в город.

Но ненадолго. Он обличал нравы, об этом донесли императрице. Иоанн Златоуст был выслан сначалв в Армению, а потом в Питиус (глухое селение на территории нынешней Абхазии). В путешествии в ссылку по безлюдной местности святитель вынужден был ночевать в храме святого Василиска в Каманах. И в этом храме он умер. Перед смертью последними его словами были: «Слава Богу за все». То есть – слава Богу за тот Крест, который при жизни Господь ему дал, и который святитель пронес достойно. Ведь Бог открывал ему путь и к роскошной богатой жизни высокого иерарха Церкви. Многие на его месте пользовались благами своего положения. А святитель Иоанн Златоуст постился и не боялся во вред себе обличать сильных мира сего. Он предал Богу свою душу в день Воздвижения Креста Господня. Святитель оставил после себя более 12 объемных томов проповедей и толкований Евангелия. Он ходатайствует за нас, грешных, перед Богом, как за свою паству. Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас. Аминь».

**********
Проповедь
2,5

Бояться не смерти, а греха

Проповедь протоиерея Николая Алексеева, настоятеля храма в честь Архангела Михаила в Торжке, благочинного Торжокского и Старицкого благочиния.

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

И вот Господь подходит ко вратам галилейского города Наин, за Ним следует множество народа, читали мы сегодня в Евангелии. А навстречу Ему движется другая процессия – из города выносят покойника, юношу, единственного сына матери. Мог ли Господь пройти мимо этого горя? Конечно же, нет. Он подходит к одру и говорит матери: «Не плачь». Странные слова; как матери не плакать о единственном сыне? А говорит Он это сознательно, желая подчеркнуть, что Он силен воскрешать людей, что Он – не простой человек. Еще почему Он говорит: «Не плачь»? Для того чтобы показать, каким должно быть отношение к смерти.

Неверующие люди цепляются за жизнь, боятся думать и говорить о смерти. Верующие – наоборот. Они молятся за болящего, а когда человек умирает, говорят: «Зачем плакать?». Помните, в Священном Писании царь Давид был Богом наказан и Господь отнял у него сына-младенца. Ребенок заболел, царь Давид молился за него, не ел, ни пил. Когда сын умер, отец успокоился, встал, умылся. Его спросили: «Почему ты так делаешь?» «Пока была надежда, я молился, плакал и переживал, но когда ребенок отошел, что проку плакать?», – ответил он. Мы знаем слова из Священного Писания: «…восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его». Кто знает, если молодой человек проживет полную жизнь, сколько он накопит грехов? И куда он с этими грехами после смерти попадет?

Но тем не менее в данном случае Господь милосерден – воскресил умершего юношу к великой радости матери для того, чтобы показать людям, как печаль, скорбь, большое горе может моментально превратиться в радость. Мы знаем несколько случаев воскрешения мертвых в Ветхом Завете. Например, пророк Божий Илия воскресил отрока вдовицы сарептской. Пророк Елисей воскресил сына сонамитянки. Но во всех этих случаях святые молились Богу, просили Его сотворить чудо. В Новом Завете Господь воскрешает умерших Своей властью, повелевая юноше, девице – встать; Лазарю – выйти вон из гроба. Он делает это Своей силой, потому что Господь – есть воплощенный истинный Бог, Он – источник жизни. И более того, когда Он Сам воскресает, Он воскресает Своею властью.

Душа наша больная, а часто бывает душа и мертвая, потому что овладевают ею грехи. Современный человек панически боится смерти, в отличие от людей совсем недавних поколений. В этой связи всегда вспоминается рассказ Бунина. Он плыл со Святой Земли, на палубе русская старушка-паломница стала умирать. Вызвали корабельного доктора, священника, который причастил ее Святых Христовых Таин. Доктор предупредил: «Если умрешь, мы бросим тебя в море». «Нет, подожду», – сказала старушка и крепилась до тех пор, пока не увидела одесские колокольни, и тогда умерла. Наш писатель Бунин описывает смерть простых людей: крестьян, батраков, которые, чувствуя ее приближение, одевали белую рубаху, смиренно ложились под иконы и умирали.

Современный человек боится смерти. А чего ее боятся? Ведь это естественный итог нашей жизни. В Священном Писании говорится: «… по гласу Твоему воскреснут мертвии, и востанут сущии во гробех, и изыдуд сотворшие благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскресение суда». Смерть – это следствие грехопадения, и нельзя говорить: «Господь не справедлив». Почему нельзя? А потому, что знаем слова: «Жизнь во гробе положился еси, Христе». Сам Господь, сама Матерь Божия отдали этот смертный долг, испытали плотью смерть. Верующий человек боится не смерти, не неизвестности, а грехов; что по грехам своим он лишится общения с Богом. Отвержение света Христова – тьма кромешная. Это страшно, этого православный христианин боится больше всего.

Иметь надо память смертную. Святые отцы говорят: «…помни последняя своя и во веки не согрешиши». Господь за тем и пришел, чтобы дать нам средство борьбы со смертью, с грехом, с разложением нашим духовным. Какие это средства? Прежде всего – исповедь, Причастие. Когда человек, очистившись от греха, подходит ко Святым Дарам то, приняв их, оживает во Христе. Господь дарует освобождение от грехов, чистоту и Жизнь Вечную. Аминь».

**********
Проповедь.
2,4

Ловля рыб

Проповедь протоиерея Николая Алексеева, настоятеля храма в честь Архангела Михаила в Торжке, благочинного Торжокского и Старицкого благочиния.

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Сила Божия в немощи совершается», – слышали мы сегодня слова апостола Павла, прочитанные в Апостоле. В этом же отрывке послания апостол Павел говорит о том, что испытывал великие чудеса и откровения Божии, но вместе с тем терзала его болезнь. И не может он этим хвалиться, а хвалится только Крестом Господним, который он, распространяя евангельскую весть, пронес по всему миру.

В Священном Евангелии мы читали о чудесной ловле рыб. Апостолы находились на берегу, они всю ночь ловили и ничего не поймали. Пришел Спаситель, проповедовал. Было очень много народа, который теснил Господа. Зайдя в лодку Петра, Он просит его отплыть немного от берега. Из этой лодки Иисус Христос продолжал проповедь. А потом сказал Петру: «Отступи на глубину, закинь сети». Тот отвечает: «Господи, всю ночь ловили и ничего не поймали», но, по слову Спасителя, закинул сети. И попадается в них огромное количество рыбы. Полностью заполнена ею лодка, подоспела другая, и ее заполнили, так что лодки чуть не тонули. Ужаснулся Петр, припал к ногам Иисуса, понял, что это не от природы, это – Божье чудо совершилось. И стал молить: «Господи, отойди от меня, потому что я – человек грешный». Он испугался Его святости. Такое смирение проявил первоверховный апостол.

О чем этот евангельский отрывок говорит нам? Мы с вами тоже как рыбаки в этом мире. Что ловим? Страсти, почести, богатство, власть и многие другие земные блага. Но чаще всего нам, как и этим апостолам, не удается ничего поймать. Редко кто достигает счастья. А что такое наше земное счастье? На самом деле оно очень призрачно. Каких бы степеней земного благополучия не достиг человек, он все равно не удовлетворен. Как в сериалах: богатые тоже плачут. И действительно, в каждой семье, у каждого человека есть своя печаль. Вроде бы семья хорошая, но болеют. Если не болеют, бывают другие неприятности. Множество бед обстоит нас в этой жизни. Конечного счастья мы здесь не обретем.

Но что делает Господь? Когда апостолы поймали этот чудесный улов, он говорит им: «Отныне вы будете ловить человеков» – то есть, привлекать людей в Царствие Небесное, следовать Евангелию, идти за Господом нашим Иисусом Христом. И действительно, Господь указует именно эту цель. Наша мирская жизнь, увы, часто бывает порочна и несостоятельна. А чтобы жизнь была состоятельной, мы должны следовать за Христом, совершать свои поступки в духе Священного Евангелия. В Священном Писании есть замечательные слова: сеешь щедро, щедро и пожнешь. И действительно, человек, когда сеет, должен вспахать, посеять, ухаживать, спросить Божьего благословения и верить, что этот урожай прорастет и даст плод. Так и наша жизнь. Мы в ней и сеем, и ловим. Но мы должны сеять ради Царствия Небесного, чтобы колосья наши дали великий плод в жизни вечной. Мы должны ловить в этом мире счастье, но счастье не земное, приходящее, которое пропадет после смерти, а счастье вечное, которое обещает нам Господь в Царствии Небесном. Жизнь – вечную, наслаждение – вечное, любовь – вечную.

Призвал Господь апостолов к апостольству. Но вместе с тем призывает он и всех православных христиан следовать за апостолами, проповедовать веру. Это и будет наше сеяние и наша ловля. Проповедовать спасительную евангельскую истину, приглашать всех следовать за Христом, чтобы не только мы спасались, но и другие люди. Будем же испрашивать благословение у Господа нашего Иисуса Христа, который всегда и ныне той же есть. Сила Божия в немощи совершается. Господь часто привлекает нас через наши немощи, недостоинства к великому делу – делу спасения душ наших и душ окружающих нас людей в Царствии Небесном. Аминь».

**********
Проповедь.
2,3

Вырастить семя доброе

Проповедь протоиерея Николая Алексеева, настоятеля храма в честь Архангела Михаила в Торжке, благочинного Торжокского и Старицкого благочиния.

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Пророк Божий Исаия говорит так: «… возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось…». Господь Творец наш и Спаситель мира Иисус Христос призывают нас в Ветхом Завете через пророков, в Новом Завете – через апостолов ко спасению. Мы знаем с первых страниц Священного Писания, что люди не слышат этого призыва. Помните, как написано в Ветхом Завете про Ноя? Мир допотопный погряз во грехах. Господь призвал Ноя, он начал посреди сухого места (на многие километры вокруг не было моря) ставить корабль – ковчег спасения. Над ним смеялись. Но когда совершилась воля Божия, возплакали, и спасся один лишь Ной с семейством.

Господь сотворил после Ноя второе поколение людей, и тысячи лет это человечество собирает на себя гнев Божий, особенно в наше время. Если тогда все воды мира собрало на себя человечество, то теперь собирает весь огонь мира. Мы знаем, что запасы оружия достаточны, чтобы этот мир был взорван физически (я уже не говорю о духовной стороне). Мир живет в кризисе: разрушено христианское государство, разделяется Церковь, развращается душа христианская, содержащая искру Божию. Господь возвещает человечеству спасительную весть, но, как сегодня сказано в Евангелии, люди имеют уши — и не слышат, имеют глаза – и не видят, и не разумеют.

Сегодня в Евангелии Господь предлагает нам притчу о сеятеле. Вышел сеятель сеять. Кто такой сеятель? Это – Господь. Он пришел, чтобы сеять в людях Евангельское учение, веру в Бога. Бросил семена. Одни семена упали при дороге. Конечно, такое семя будет потоптано и не даст плода. Об этой дороге говорится в Священном Писании: торная, широкая дорога, ведущая нас к погибели. Комфортно и удобно по ней идти, множество всевозможных идей, впечатлений встречается на ней. Человек, который находится при этой дороге, забывает про Бога. Суетные проходящие впечатления затаптывают семя Божие и оно не дает никакого плода, а если смотреть глубже – душа человека погибает, потому что не принимает слова Божьего.

Другое семя упало на каменистую почву и быстро проросло, — человек с радостью принял слово Божие, но до тех пор, пока не понадобилась с его стороны какая-то жертва. Мы стремимся к счастью, благополучию, у нас свои заботы, свои труды. А что значит – принять Бога? Это значит, жить по заповедями Божьими, а они вынуждают жертвовать чем-то земным. Человек не способный на жертву живет по своей воле и… погибает семя, не дает плода Евангельского.

Другое семя упало в землю, полную сорняков. Тернии заглушили его. Это сказано о душе человеческой, которая погрязла в страстях, в грехах. Очень часто такие люди говорят: «Когда состарюсь, тогда начну ходить в храм». А к тому времени уже так разрастаются сорняки, что их не выполоть и топором не вырубить. И погибает душа человеческая.

И, наконец, следующая горсть семян упала в добрую почву и дала плод сторицей. Какой бы доброй, удобренной почва не была, ее надо вскопать, взрыхлить, поливать посаженное семя, вырывать сорняки. Какой бы доброй душа не была, чтобы спастись, человек должен постоянно трудиться, как трудимся мы на своих огородах. Взращивать доброе семя, и тогда зернышко даст плод сторицей, и человек переродится, станет человеком духовным и сможет вслед за апостолом Павлом сказать, что «…не я уже живу, а живет во мне Господь Иисус Христос».

Каждый из нас должен возделывать ниву своей души, чтобы исторгнуть всякий грех, всякую нечистоту, всякую страсть. Каждый должен помнить, что недалеко от нас проходит дорога, ведущая к погибели; стараться сторониться ее, отгонять «птиц» — еретиков, поглощающих добрые семена (то есть не принимать ложных учений). Нужно стремиться ко спасению, чтобы в душе нашей цвел сад. Когда отойдем в вечность, где не будет ни времени, ни пространства, и будет царить Господь, этот сад наш станет нашим райским духовным садом, где мы будем ликовать с Господом потрудившись на славу над спасением своей души и душ близких нам людей. Аминь».

**********
Проповедь.
607b0177Покров Пресвятой Богородицы
Прибегая к Покрову Богородицы

Проповедь протоиерея Николая Алексеева, настоятеля храма в честь Архангела Михаила в Торжке, благочинного Торжокского и Старицкого благочиния в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
«Будете милосерды яко отец ваш милосерд есмь», – такие слова произнес Господь. А какой закон был до него, в Ветхом Завете? «Око за око, зуб за зуб». Это тоже установление Божие, для того, чтобы ответом на зло уменьшить зло на земле. Но вот Господь дает еще более строгую заповедь, говорит: «Любите враги ваша». Вроде бы короткая заповедь, а насколько она трудноисполнимая. Как любить врагов, которые делают нам пакости, вредят нам, клевещут на нас и многое другое. Трудно исполнимая заповедь… Но это не кабинетное рассуждение, это не так просто Спаситель сказал. Он эту заповедь в полной мере для примера нашего исполнил на этой земле. Только родился – его преследуют враги и он вместе с Матерью Божьей бежит в Египет. Проповедует на Святой Земле – его преследуют, враги даже пытаются убить. Наконец, Его приговаривают к самой позорной в то время казни через распятие, ведут по улицам Иерусалима, плюются на него… А он что говорит? «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят». Он полностью исполнил то, к чему призывал. И нам говорит: «Будьте совершенны, как совершенен Отец небесный». И мы должны в своей жизни в какой-то мере уподобляться Христу.
Сегодня мы празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Поем: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, покрый нас от всякого зла честным твоим, святым твоим амофором». Как произошел праздник Покрова? Была христианская византийская Империя, на ее востоке в Аравии возник Ислам. За 200 лет большую часть христианской империи захватили арабы-мусульмане. Подступили они к городу Константинополю – столице Византийской империи. Окружили его, началась блокада. Если блокада прорвется, начнется страшная резня. И вот люди в последней надежде собрались во Власьевской церкви Константинополя (нынешнего Стамбула). Молились, чтобы Господь помиловал их, чтобы город не был захвачен, чтобы они не были убиты, а город – разграблен. Казалось бы, благостная картина: набожные греки, плохие арабы. Но на самом деле подобные бедствия бывают нам всегда за грехи. Что представляла собою Византийская империя, которая призвана была быть подобием Царствия Божия на земле? Страшные тяжелы налоги, правосудие совершалось жесточайшими казнями, рабство, на фоне его – разврат. Об этом очень хорошо пишет Иоанн Златоуст. Негреческое население окраин специально принимало ереси, потому что ненавидело греков. И когда шли мусульмане, в Египте монахи вышли с пальмовыми ветвями встречать иноверцев. Люди находились в бедствии за свои грехи.
В церкви молился патриарх Вселенский, император, императрица, все вельможи. И в церкви молился простой юродивый – Андрей, по происхождению русский (он был угнал в Египет в рабство, принял христианство и стал юродивым). Рядом с ним был его ученик Епифаний, который впоследствии станет патриархом Константинопольским. Во время окончания Всенощного бдения (а тогда оно длилось всю ночь и заканчивалось около 4 часов утра), увидели они под сводом храма, как является Матерь Божия в сопровождении апостолов, святых угодников Божиих. Матерь Божия сняла с себя верхний покров и простерла его над народом.
Что это за знамение? До сих пор на востоке, на Кавказе, если среди мужчин начинается драка или сильный спор, женщина как последнюю просьбу о перемирии снимает с себя платок и бросает его. Видимо, так народ согрешил, что Матерь Божия перед своим Сыном сняла платок и просила Его: «Пожалей этих людей». Юродивый Андрей спрашивает у Епифания: «Видишь ты это?». «Да, отче, вижу», – отвечает. И объявляют народу, и выходят на городские стены, и видят, что вражеские флот и войско отошли от стен Константинополя. Город был спасен. После этого события установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Еще четыреста лет существовала Византийская империя, и город Константинополь был городом христианским.
После разорили его католики, но империя православная возродилась. Через четыреста лет другие мусульмане – турки – захватили Константинополь и превратили его в мусульманский Стамбул (в нем проживает всего три тысячи православных христиан, с ними находится Вселенский патриарх). Вот к чему ведут грехи наши. С одной стороны находят милосердную помощь, покров и заступление Царицы Небесной. С другой стороны, когда мы грешим, мы уподобляемся преследователям Христа (какие бы мы грехи не совершали: духовные, разврат ли, пьянство). Все мы, согрешая, становимся распинателями Христа.
Но чудное дело: заступлением Божьей Матери милосердный Господь наш Иисус Христос прощает нас. И всякого человека согрешившего, который приходит к Таинству Исповеди, весь народ кающийся Господь принимает, как отец принял своего блудного сына. Будем помнить, что мы имеем великую Заступницу, Матерь всех христиан – Пресвятую Богородицу. Ее Покровом мы спасаемся. К этому Покрову во дни искушений, во дни скорбей должны мы прибегать. «Не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, токмо Тебе, Богоматерь. На Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Твои бо есмь мы раби и не постыдимся во век. Аминь».

**********
Воскресная проповедь.
58

Рождество Богородицы — обетование миру

Проповедь протоиерея Николая Алексеева, настоятеля храма в честь Архангела Михаила в Торжке, благочинного Торжокского и Старицкого благочиния, обращенная к пастве в праздник Рождества Пресвятой Богородицы:
— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Величаем Тя, Пресвятая Дева! Чтим святых Твоих родителей и Преславное славим Рождество Твое!
Величаем, радуемся мы в этот святой день. По словам Евангелия: «Отныне ублажат Тя все роди» — будут радоваться о Твоем имени! Звучит и ангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся!» Но так ли всегда радовался род человеческий? Нет. Мы знаем на первых страницах Евангельского Писания, как были изгнаны из райских обителей земного рая Адам и Ева. Как стояли они у врат райских и плакали, и скорбели, и как прозвучало то, что сейчас мы называем начальным Евангелием (Протоевангелие): «Змей будет жалить сына твоего в пяту, а он будет поражать его в главу и сотрет семя Жены главу змия». Это написано как раз о Божией Матери. На первых страницах Священного Писания мы читаем о Рождестве Пресвятой Богородицы, об этом событии написано за пять тысяч лет. В Ветхом Завете мы видим, что на протяжении этих пяти тысяч лет сатана постоянно искушал род человеческий. Постоянно исполнялись слова Божии к Еве: «Ты будешь рожать в муках», а муж должен «трудиться в поте лица своего»; земля станет произращать сорняки, волчцы. Читая Священное Писание, Историю человечества мы видим непрерывную цепь несчастий, войн, бедствий; общественных, личных. Но за всем этим тонкой ниточкой тянется обетование — пророчество. И многие пророки за пять тысяч лет до Рождества Богородицы говорили, что явится в мире Дева, которая родит нам Солнце правды — Христа Бога нашего.
И вот событие это совершилось ныне. Мы чтим Ее родителей Иоакима и Анну. И действительно, Рождество Ее было необычным. Более пятидесяти лет было Ее родителям, и не имели они детей. В то время, бездетность люди считали Божьей немилостью и проклятием. И вот когда Иоаким пришел в храм Господень, ему отказали в праве принести жертву, в другой раз первосвященник сказал: «Я должен сначала принести, а ты недостоин». В глубокой горечи, печали вернулся он в свой родной город Назарет. Ушел в пустыню. Молился там. Также и Анна. Когда она в пустыне молилась, увидела гнездышко птичье с птенчиками. Разрыдалась: «Господи, всем дано это великое счастье, а мне — нет». И на эту молитву Господь на старости лет послал ей младенца, девочку, которую они любили, и которую в три года отдали на воспитание в храм Господень, полностью посвятив Ее Богу.
Матерь Божия как и многие другие праведники родилась по обетованию. Родители Ее находились в возрасте, когда у людей уже проходит страсть блудная, когда они могут воспитать человека в благочестии. Ведь и сейчас большинство христиан приходят в церковь потому, что в детстве попали под религиозное воспитание, чаще всего, своих бабушек. Матерь Божия была избрана для великой миссии: родить Спасителя мира — Господа Иисуса Христа, который поразит и ввергнет диавола во ад со агелы его.
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Иисус Христос Бог наш! Это действительно великая радость, потому что через Матерь Божью мы можем спастись. Ибо в паремиях в этот день читается: «Премудрость создала себе Дом». В Ветхозаветной истории по обетованию Божию была создана рукотворная скиния, в скинии был ковчег, в нем пребывала Слава Божия. Богородица стала скинией одушевленной, об этом так и поется в песнопениях: «Одушевленной скинией стала Матерь Божия». В Нее вселился Господь Бог наш. Возсияло в мирови Солнце правды Христос Бог наш, и к этому Солнцу может приступить, в этом Свете может идти всякая душа. Куда? Ко спасению. Не путаться во тьме, но ясно видеть свою цель, свое спасение. Для этого пришел в мир от Пречистой Девы Господь наш Иисус Христос. Для этого установлена на земле Церковь, через которую мы имеем надежду на спасение.
Матерь Божия — наша Заступница. Матерь Божия — наша общая Мать, всех христиан всего мира. Не зря поется: «Мира Заступница, Матерь всепетая!» Она и для каждого из нас истинная Мать, истинная Заступница. Она прощает все, что род человеческий сотворил с Ее Сыном. И распяли, и мучали, и поносили… И по сей день так бывает. Богородица всех принимает, всех покрывает, всем дарует милость, всем дарует спасение. Будем же в этот день — день Рождения Божьей Матери — молиться, просить Ее о великих милостях, чтобы Она наш род христианский и каждого из нас не оставляла своим молитвенным заступлением, своим попечением, своей любовью.
Такие замечательные слова: «Молитва материнская со дна морского достанет». В этом смысле очень полезно почитать труд Августина Блаженного «Исповедь». В молодости он вел неподобную жизнь. И даже был в манихейской секте. А мать у него была глубоко верующей — святая Моника (она тоже причислена к лику святых). Августин ездил по всей Римской Империи, и она всегда, как он пишет, следовала за ним и везде его следы поливала своими слезами и молилась. В конечном итоге — вымолила сына. Он стал великим святителем и отцом Церкви.
Другой пример, из нашего, нового времени. В Тульской области показывают музей маршала Чуйкова Василия Ивановича. Он родился в многодетной крестьянкой семье. До войны, когда в их селе хотели закрыть церковь, его мать, простая сельская женщина, не побоялась встать на ее защиту, хотя связь с церковниками в то время — это уголовное дело, верная тюрьма. Она дошла пешком до Москвы, добилась приема у Калинина, писала Сталину. И отстояла в селе церковь, ее не закрыли. Когда наступила война, она ежедневно молилась за своих детей, и все восемь сыновей вернулись с войны. Один из них стал замечательным знаменитым маршалом. Поэтому еще раз напоминаю, что молитва за детей со дна морского достает. Аминь.

**********
Воскресная проповедь.
59

Вера хананеянки

Проповедь протоиерея Николая Алексеева, настоятеля храма в честь Архангела Михаила в Торжке, благочинного Торжокского и Старицкого благочиния, произнесенная накануне Воздвижения Креста Господня:
— Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа.
Подошла к Господу хананеянка и стала просить: «Господи, помоги мне, моя дочь беснуется» (то есть, дочь ее одержима бесами).
Ну, во-первых, кто такая хананеянка? Хананеянка — это финикийка. Она представительница древнего народа, культурного народа. Народа, который составил первую азбуку. То, что мы сейчас употребляем — буквы, составили финикийцы. Эта азбука легла в основу латинской, греческой, еврейской письменностей и прочих других. Но вместе с тем религиозные представления этого народа были ужасны и жестоки . Эти люди поклонялись Астарте, Ваалу; приносили человеческие жертвы, сжигая живьем детей; занимались ритуальным развратом… Это свидетельствует о том, что и развитая цивилизация может не иметь здравых религиозных, нравственных представлений. Развитие нынешней цивилизации утверждает нам это. Вроде бы все есть, а порядка нравственного в нашем обществе и у людей нет.
Так вот, к Спасителю пришла хананеянка и стала просить, чтобы он исцелил от беснования дочь. Конечно, при таких религиозных воззрениях, как бесы не овладеют человеком? Но в ответ хананеянка слышит слова суровые: «Не должно давать милостыню тебе, я послан только к овцам дома Израилева». Господь отказывает ей. Проходит некоторое время, она опять к нему подходит с этой просьбой, но он снова говорит: «Не должно отнять хлеб у детей и дать псам». Мы знаем, что евреи относились к хананеям очень плохо, отгораживались от них. И более того, Господь установил Моисею Закон, чтобы оградить народ израильский от язычников, чтобы люди не заразились язычеством, а сохранились для Бога. Но посмотрите на реакцию этой женщины. Она, выросшая в язычестве, в далеких от истинной религии понятиях, проявляет смирение, говорит: «Господи, но и собаки едят от того, что падает со стола своих господ». И Господь изумляется: «Женщина, великая вера твоя». И в тот день, на расстоянии, дочь ее исцеляется…
Законом Господним народ израильский был отгорожен от остального мира. Эта ограда поддерживалась. И не всякий мог стать причастным ветхозаветной религии. Были запрещены браки израильтян с иноверцами, и многое другое — об этом говорит Священное Писание. Но вот приходит Спаситель. Он испытывает веру этой женщины, и она достойно проходит испытание. Господь даже удивляется ее вере. Точно также Он удивляется вере сотника, который, помните, просил не за себя, а за своего слугу-отрока.
И мы видим, что Господь окончательно исполняет Закон Божий. Потому что Господь — Спаситель для всех. Он ломает эти перегородки. Он призывает всех людей к спасению и Царствию Небесному. Сегодня у нас Неделя перед Воздвижением Креста Господня. Господь беседовал с Никодимом о том, что надлежит Сыну Господню быть вознесену подобно тому, как был вознесен змий в пустыне. Далее он говорит, что так Господь возлюбил род человеческий, что Сына Своего Единородного посылает на крест, чтобы всякий верующий в него имел возможность спастись. Господь приходит для всех, распинается на кресте — за всех и за каждого в отдельности. Так и человек может прийти к нему. Нет уже никаких перегородок и препятствий для того, чтобы человек, который показывает истинную веру, подобно хананеянке, мог прийти к Спасителю и принять Евангелие.
О чем говорит пример хананеянки? Во-первых, о родительской любви. Мы любим своих детей, стараемся создать им материальные блага и прочее. Но мы очень редко и мало за них молимся. Поглядите, как эта мать, язычница, молилась за свою дочь. Ее гонят — она опять молится. И достигает результата. Дочь ее избавляется от бесов. Вот так и мы должны за своих детей молиться, если мы их любим. И в этой любви должна проявляться великая вера. А если мы не молимся, если пускаем духовное воспитание детей «на самотек», потом мы и здесь, на земле пожинает плохие плоды, и дети не наследуют Царствия Небесного. Будем же помнить поступок этой женщины, казалось бы, совершенно далекой от истинной религии. Помнить, что для Господа нет ни своих, ни чужих. Всякий человек, который в Сына Божия верует, прибегает к нему, просит, — и получает просимое (может быть даже с каким—то испытанием, с каким—то сроком). И за веру свою, за любовь свою вознаграждается жизнью вечной в Царствии Небесном. Аминь.

**********
Воскресная проповедь.
57

Крест — символ любви Божьей

Проповедь протоиерея Николая Алексеева, настоятеля храма в честь Архангела Михаила в Торжке, благочинного Торжокского и Старицкого благочиния, обращенная к прихожанам в праздник Воздвижения Честного И Животворящего Креста Господня:
— Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа.
Крест — хранитель всея вселенной. И действительно, Крест — пророчески был предвозвещен еще в Ветхом Завете. Помним мы, как Моисей вознес змия в пустыне. Помним мы, как Исаак нес связку дров — символ Креста — на гору, где его хотели принести в жертву. Подобно так, как смиренно всемирную жертву совершил Иисус Христос. И вместе с тем помним мы, что в древнем мире казнь на кресте была позорнейшей казнью: злейших преступников распинали на кресте. И вместе с тем, Крест почитаем. И действительно, распяли Господа нашего Иисуса Христа, Крест был сброшен со скалы, зарыт язычниками. На этом месте император Адриан поставил храм идолам Юпитера и Венеры. И вот царица Елена, которой было уже 80 лет, решила разыскать Крест, произвести раскопки. С большим трудом, с помощью Божьей и чудесами, она отрыла Крест. Водружен он был опять посреди Земли. И зазвучали слова, которые по сей день звучат в наших храмах на Воздвижение Креста Господня: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Почему мы поклоняемся Кресту? Да потому, что Крест — это символ любви Божией. Господь всем нам вместе и за каждого из нас распростер руки свои: «Приходите ко Мне, спасайтесь, будьте в любви». Так возлюбил Господь род человеческий, что Сына Своего единородного отдал на страшную казнь, на Крест. Подобно и мы должны любить ближнего. Кто говорит, что Бога любит, а брата своего не любит, тот — лжет (всякий человек, который не имеет любви, хотя формально и ходит в храм). Придет время, настанет Суд Божий, и откроется неправда его. И если христианин ближнего не любит, хорошего такому человеку ждать нечего. И если христианин ближнего не любит, хорошего такому человеку ждать нечего. Поэтому через Церковь мы должны культивировать в себе и обретать любовь.
Звучат парадоксальные слова Господа в Священном Писании, в Евангелии от Марка: «Кто хочет спастись, отвергнуться себя, возьми крест свой и следуй за мной. Кто хочет душу свою спасти — погубит ее, а кто погубит душу ради меня и Евангелия, тот будет спасен». Как мы можем отвергнуться себя? Мы все себя по природному инстинкту любим. Замечательные слова поются на повечерии Рождества Христова: «Слава в Вышнем Богу и на земли мир, в человецех благоволение…» Что такое «благоволение»? Это когда наша воля совпадает с волей Божьей, когда наша грешная воля отсекается, а мы покоряемся Божьей воле. И через это очищаемся и получаем спасение. То же самое — отвергнуться себе. Солдат в армии отказывается от привычного образа жизни, от домашнего уюта, полностью повинуется командирам, живет в казарме; если война, если фронт — дали команду «в атаку», идет на смерть. Так отвергает себя. Церковь Христова есть воинство Господне на земле. Каждый верующий в ней — солдат, и поэтому, если мы считаем себя христианами, мы должны подчинять себя воле Божьей.
Страшно звучат слова «кто хочет душу свою спасти, должен ее погубить». Как погубить? Мы ведь ее любит не меньше тела. А заглядывал ли кто-нибудь беспристрастно в свою душу? И не находил ли он в душе своей столько мерзости, столько гадости, столько змей, страстей. Если человек действительно поглядит непредвзятым взором на свою душу, он поймет, что в душе его — тьма, что обличена она в смрадную одежду. И единственное желание нормального человека, христианина — вычистить душу, уничтожить в ней скверну.
Также и наша жизнь. Мы имеем временную жизнь. Она сопряжена со страданиями, с грехами: страстями, завистью, гордостью, ненавистью и прочими. Явные преступления греховные — клевета, воровство, блуд, пьянство. Все это человек должен в себе уничтожить. А ведь часто душа этим услаждается в человеке. Душа грешная. Поэтому когда человек губит такую душу, он получает душу новую. Как, помните, апостол Павел говорит: «Не я уже живу, но живет во мне Христос». Или, апостол же Павел говорит: «Я распялся миру, и мир распялся мне». Таким образом, человек очищает свою душу, как бы убивая ее, но возрождаясь в Иисусе Христе: «Уже не я живу, но живет во мне Господь».
Апостол Павел говорит, что человек должен возненавидеть свою душу, то есть желания свои убить. Точно так же, как мы должны возненавидеть грех, а не конкретного человека. Человек — хороший, грех в человеке делает его плохим. И в этом мы должны следовать за Христом, и в этом мы должны поклоняться Кресту, как высшей форме и высшему проявлению любви Божией для каждого человека.
«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», — в этот день поет Церковь и призывает нас к победе, потому что Крест Христов — это знамение победы. Вспомним царя Константина. Еще казнили людей, еще распинали на крестах — это была законная римская казнь. А святой царь Константин во сне увидел явление Креста Он устраивает его как знамя для своего войска и с этим Крестом побеждает. Для нас, христиан, крестное знамение должно быть символом и упованием нашей победы — победы над грехом, победы над страстями, победы иногда над окружающей нас ненавистью.
Господь этим Крестом, этим ключом открывает нам Жизнь Вечную, потому что через Крест человек или спасается, или погибает. Мы знаем трех разбойников, когда распинали Христа. Один разбойник был спасен ценой жизни Спасителя: толпе задали вопрос «Кого освободить — Христа или Варавву?», и толпа выбрала Варавву. Варавва был спасен. Другой разбойник хулил Христа и пошел в ад. А третий разбойник произнес замечательные слова: «Помяни мя, Господи, егда приидешь во Царствии Твоем». И через это покаяние он спасся.
Посреди земле содеял Христос спасение. Была совершена всемирная жертва, и Крест стал символом избавления. Все, кто к нему прибегает, имеет великую надежду на спасение, на Жизнь Вечную. Ибо будет новое небо, и новая земля. Все следующие за Христом, несущие Крест из страстей, из страданий, из неприятностей, из бедствий общественных, бедствий семейных, проблем со здоровьем, душевных проблем имеют великую надежду на спасение и Жизнь Вечную. И даже люди неверующие все равно несут Крест, но они несут Его не спасительно, несут его с ропотом; ждет их погибель. Так будем же стоять в этот день и во все дни живота нашего перед Крестом Господним и помнить, что в шестый час на Кресте пригвоздил Господь дерзновенный Адамов грех, избавил нас от смерти и даровал Своим Крестом воскресение душам нашим и Жизнь Вечную. Аминь.

**********

 

Воскресная проповедь.
56

Премудрость рождает добродетели

Проповедь протоиерея Николая Алексеева, настоятеля храма в честь Архангела Михаила в Торжке, благочинного Торжокского и Старицкого благочиния, обращенная к прихожанам в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии:

— Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа.
«Аще кто хочет по мне идти, отвержится себе, возьмет Крест свой и по мне грядет». Все мы несем крест в этой жизни. Хотим мы этого или нет, но у каждого из нас крест — из скорбей, неприятностей, болезней, бедствий, семейных неурядиц и многого другого. Отвергаем мы этот крест или нет, но каждый несет его в этой жизни, независимо от того, веруем мы в Бога или нет. Нет на этой земле жизни без Креста.
Но есть еще и другой крест, не внешний, а внутренний. Тот Крест, который человек принимает на себя добровольно, следуя за Господом Иисусом Христом, исполняя слова его. Когда человек начинает сообразовывать свою порочную волю с волей Господа. Когда человек внешне стремится следовать единому закону, который дал Христос — закону любви. Когда начинает соблюдать посты, упорядочивать свою семейную жизнь, уделять время для молитвы и прочее. Это — начало несения Креста.
Дальше человек подвергает свою душу самоанализ: правильно ли он поступил, хороши ли какие-то поползновения в его душе, не ведут ли они ко греху, потому что всякое зло рождается внутри души. И такой человек начинает действительно вслед за Христом нести свой крест. Господь Иисус Христос пришел и исполнил спасение наше через свою великую жертву. И вот такой человек тоже начинает своей жизнью приносить свою, малую, конечно, жертву, но жертву Господу нашему Иисусу Христу, подражая Ему своей жизнью.
Но мы знаем по словам поэта — теория суха, а древо жизни зеленеет. Что окружает такого человека в нашей современной жизни? Многие говорят, что жить надо легче. Зачем все это надо? Гораздо удобнее стремиться к благам мира сего: к благополучию и комфорту, наслаждениям, богатству, власти. Господь пришел в мир. Он мог бы быть богатым, а пребывал в Евангельской нищете. А что такое Евангельская нищета? Люди ездили в экипажах и каретах, а Он въехал в Иерусалим на осле. Были славные в этом мире, а Он ходил как бродяга. Жили люди во дворцах, а Он не имел где главы преклонить. Многие фарисеи надмевались знаниями, а Он никакого официального знания не имел, но был премудрее всех. И вот всему этому Господь учит подражать и нас.
Были люди богатые, а Он — бедный. А что такое бедность? Человек начинает стыдиться быть неудачником, даже на Западе слово такое есть — лузер (неудачник). Это человек, который не смог захватить блага этого мира. Не смог по каким-то причинам получить хорошее образование, достичь богатства, жить в роскошном доме, ездить на дорогие курорты… Человек начинает стыдиться своей неудачности, бедности.
Замечательные слова по этому поводу сказал наш режиссер и писатель Василий Шукшин: «Не надо бояться быть бедным, надо бояться быть дешевым». Человек верующий, человек, который сообразует веру свою со Христом, никогда не будет дешевым. Если мирской человек гонится за мирскими благами, старается их захватить, особенно в наше время, когда нажива уже не сдерживается никакими приличиями. А человек верующий идет за идеалом Христа. А разве можно сравнить идеалы Христа с идеалами и целью сего мира? Идеалы Христа — это Жизнь Вечная. Это вечная не иссякающая любовь, это вечное счастье, которое дается всякому человеку, сподобльшегося Царствия Небесного и Жизни Вечной.
Сегодня мы с вами празднуем память святых мучениц— Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Мать София назвала своих дочерей именами так называемых богословских добродетелей. И действительно, на литургии мы с вами поем Символ веры. То есть мы веруем в Бога, мы следуем Ему, мы уверены в Нем. Затем «…Блажен муж, ему же Господь яко помощник ибо упование его на Господа Бога своего». Надежда — есть упование на Бога. И надежда наша христианская не посрамляет. И наконец, любовь. Бог есть любовь, Господь, с которым праведная душа сливается в великом блаженстве. И сама матерь была названа Софией, что означает «премудрость». Премудрость рождает добродетели.
И что же произошло? Этих девочек при императоре Адриане арестовали и пытали на глазах у матери. София умерла лежа на могиле своих дочерей. Мы называем их мучениками, потому что нас поражает жестокость, с которой этих людей подвергали пыткам и смерти. А древних римлян, греков, привыкших к казням как к потехе, изумляло, что несмотря на смерть и страшные пытки они свидетельствовали о Господе Иисусе Христе. Это следование несению Креста со стороны мучеников и мучениц в героической степени. Конечно, мы не только понести, но и помыслить можем с трудом, как такую жертву принести Богу. Но видимо они понимали, что никакие блага этого мира не могут сравниться с благами, которые дает Господь наш Иисус Христос.
Всякий христианин должен запомнить, что мы имеем великое сокровище — Христа. Дороже всяких драгоценных камней, всякого богатства мирского, всякой власти. Помните, как Спасителя на гору ввел сатана, показал и предложил Ему все царства мира. Господь отверг их. Потому что Его Царство превыше всяких земных царств. Следуя за Христом, неся Его Крест, мы сподобляемся быть наследниками и жителями этого Царства. Будем же поминать святых мучениц, следуя за Христом в надежде на Жизнь Вечную и Царствие Небесное. Аминь.